Свинцова Ж.В.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и саморазвития. Активизируя мыслительную деятельность, исследование способствует раскрытию личностных качеств школьника и развитию его эмоциональной сферы.
Для учащихся исследовательская деятельность – это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Поэтому поисковая исследовательская деятельность способствует выявлению степени одаренности и творческих способностей школьников. Кроме того, как считает Д.Б. Богоявленская, «если педагог может сформировать у учащимся стойкий интерес к исследовательской деятельности, то он развивает их творческие способности» [1, 46].
Н.И. Дереклеева, цитируя слова А.Н. Колмогорова, утверждает, что «не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия в самой маленькой поисковой исследовательской деятельности» [3, 21].
Исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели. Воронова Л.А. считает, что «исследование - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека» [2]. Реальный исследователь зачастую не знает, что принесёт ему сделанное в ходе исследования открытие.
Основные трудности в самоактуализации одаренных детей Юркевич В.С. [4] отмечает следующее: трудности произвольной саморегуляции - деятельность эффективно осуществляется лишь в том случае, если представляет личностный интерес; недостаточная потребность в творческой деятельности и, соответственно, низкий уровень креативности в целом; инфантильность развития социального и эмоционального интеллекта и в результате проблемы общения и социальной адаптации; трудности профессиональной ориентации. В силу бурного и яркого развития общих способностей притормаживается специализация способностей, и на этой основе задерживается процесс профессионального самоопределения. И, наконец, трудности самого по себе процесса обучения, т.е. формирования учебных ЗУН.
Организация исследовательской деятельности учащихся включает в себя следующее:
1. Формирование у учащихся мотивации к исследовательской деятельности, популяризация успехов учащихся; проведение школьных олимпиад, конференций, творческих конкурсов; разработку системы поощрений и др.
2. Повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы учащихся
3. Применение нетрадиционных методов в обучении.
4. Внедрение в учебно-воспитательный процесс технологии исследовательского обучения.
5. Спецкурсы по основам исследовательской деятельности (факультативы, творческие семинары).
Участие школьников в научно-исследовательской работе способствует формированию умения применять свои таланты на практике. Более того, поисковые методы обучения зачастую помогает лучше усвоить изучаемый материал.
Одна из основных сложностей подготовки участника конференции заключается в выборе темы исследования. Общепризнанным считается тот факт, что тема должна быть интересна ребенку. В то же время ребенку зачастую сложно сформулировать тему и связать ее с определенной областью знаний.
Таким образом, мною выделяется два способа выбора темы – анкетирование детей на предмет выявления интересной проблемы и предложение своей темы.
Если педагог берет на себя ответственность за выбор темы навязывая ее ребенку, ему необходимо заинтересовать ребенка в необходимости проведения данного исследования. В любом случае ребенку необходимо дать алгоритм исследования, который возможен с помощью наводящих вопросов.
При изучении инаугурационных речей президентов учащиеся 9 класса получили следующий вопросник:
1. Что такое инаугурационная речь, когда она произносится, кто ее первый произнес в Америке, кто последний.
2. Биография Президента: в какой период он правил, что он сделал для Америки, чем знаменит. Охарактеризовать исторический период.
3. Прочитать и перевести речь. Кратко пересказать. Что Президент обещает в своей речи? Кого он упоминает? К кому обращается?
4. Какие слова наиболее часто встречаются, что они означают, к какой лексике относятся.
5. Какое время используется в речи чаще всего.
6. Насколько известен был изучаемый Президент в Америке и в мире, как оценивают его вклад в историю Америки и мира.
Кроме вопросов каждый ребенок получил текст для изучения. После выполнения задания были получены следующие виды работ: пересказ биографий Президентов, перевод речей, и, наконец, настоящие творческие работы. Некоторые дети, заинтересовавшись материалом, изучили имеющуюся теоретическую информацию и тщательно проработали текст. Таким образом, был произведен лингвистический анализ трех инаугурационных речей, после чего учащиеся обработали теоретический материал, обобщили выводы. Наконец, учащиеся были ознакомлены с требованиями к оформлению научной работы и с культурой устных выступлений. Результатом работы стала качественная подготовка выступления на научной конференции. Изучение англоязычных текстов и лингвистический анализ (количественный анализ употребляемой лексики, анализ грамматических структур, выражения модальности речи) углубляет страноведческие познания детей в области культуры и истории, а также навыки работы с иноязычными текстами.
Учащиеся 6 класса выбирали тему по своим интересам. Данный подход является оптимальным с точки зрения личностно-ориентированного образования. Но он имеет свои трудности. Основная сложность при данном методе заключается в соотнесении интересующей темы с изучаемым предметом и с теорией исследования. Плюсом является крайняя заинтересованность ребенка в исследовании. Минусом – ненаучность результатов и сложность в их интерпретации. Результатом подобной деятельности стала научная работа по теме «Оригами», выполненная на английском языке. Работа способствовала развитию навыков владения иностранным языком. К сожалению, она была описательного характера. Таким образом, сложно было судить о научности данной работы. Но, несомненно, она увеличила интерес ребенка к иностранному языку и приобщила к чтению литературы на иностранном языке по интересующей тематике.
Выбор темы должен соответствовать возрасту и развитию ребенка. К примеру, учащимся 5 класса сложно далась работа по этимологии названий инструментов в английском языке, поскольку она была связана с переводом статей из англоязычных словарей. Также у учащихся следует воспитывать культуру научного выступления – соблюдение регламента, оформление работы согласно заявленным требованиям, наглядность полученных результатов. Для этого необходима проектная деятельность – развитие навыков работы с программами Microsoft Office, обучение поиску нужной информации в сети Интернет, подготовка кратких выступлений по пройденным темам на уроках, выполнение презентаций в бумажном и электронном виде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
2. Воронова Л.А. Работа с одаренными детьми. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/531417/, свободный.
3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум-М, 2001. – 48 с.
4. Юркевич В. С. Основные направления работы с одаренными детьми. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://int-sch.ru/docs/articles/Yurkevich/od.pdf, свободный.
мои статьи
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться12012-12-23 18:43:54
Поделиться22015-03-21 18:30:29
Scientists of Chuvashia.
There are a lot of distinctive scientists in Chuvashia. There were outstanding engineers, educators, theorists of literature, agrologists.
The first stage of development of Chuvash science takes place before revolution, in the end of the 19th century. It is associated with such names as I. Ya. Yakovlev, N. V. Nikolsky, N. Ya. Bichurin, S. M. Mikhailov.Yakovlev is considered to be the inventor of the Chuvash alphabet. Nikolsky is the first Chuvash holder of a master's degree and the first Chuvash professor of ethnography and folkloristics. One of the avenues in Cheboksary is named after him. He is also the founder and the first editor of “Hypar”, the first newspaper printed in Chuvash language. I. Bichurin is one of the first Orientalists, who studied Chinese language, customs and traditions and was well-known around Europe. S. M. Mihkailov was a Chuvash historian. He carried out research in the field of Russian and Chuvash history. Ashmarin is known to be the founder of Chuvash linguistics. The amount of work executed by him is enormous. He is the author of the first Chuvash-Russian dictionary consisting of 17 volumes.
During the Soviet period a lot of Chuvash people contributed into various fields of science. Among them are A.A. Izotov, S.N. Fyodorov, G.N. Volkov, A.D. Pozdeev and A. K. Arakelyan. Izotov is a land-surveyor, who clarified calculations of the Earth parameters using the grade meridian measurement. He also developed the theory and methodology of Earth's crust motion study.
S.N. Fyodorov is a famous ophthalmologist, who was the first to use the method of radial keratotomy.
G. N. Volkov is the founder of ethnopedagogics – the study of traditions of children’s upbringing used by different nations and nationalities.
Gennady Volkov is the author of more than 1000 publications, about 50 monographics included. Being able to speak many Turkic languages, he proved the moral and spiritual unity of the Russian and Turkic nations on the grounds of origins, generalized his research and presented it to the public. What is more, Volkov`s ethnopedagogical conception of the national school was officially acknowledged.
Gennady Nickandrovich trained more than 100 Doctors and Candidates of Pedagogics out of the representatives of more than 30 Russian nationalities. In their turn, his students are at the heads of ethnopedogogical schools in the field now.
Volkov`s main achievement is the monography named “Ethnopedogogics of the Chuvash nation”, which he managed to defend as a Doctor`s thesis. Moreover, his work named “Ethnopedagogics” was approved by the ministry of education as a course book for universities and schools. In 2002-2003 Volkov published a two-volume edition of “Pedagogics of Love”.
A. K. Arakelyan and A.D. Pozdeev are the Doctors of Engineering who invented a new type of motor, combining the advantages of direct current motor and alternating current motor. One of the branches of the research was the field of energy and resource-saving by means of electrical drive. Over 15 projects of implementation of regulable drives of alternating current in the sphere of municipal maintenance have been installed in Cheboksary, Ioshkhar-Ola, Saransk, Shumerlya, Alatyr and other towns. A meaningful stage of further participation has been energy audit and effective application of regulable drives in refining and oil chemistry in enterprises of Saransk, Tomsk, Ryazan, Voronezh and many others.
Nowadays there are also many prominent scientists who were born in the Chuvash Republic. For example, V.V. Kozlov is an outstanding psychologist who has founded the scientific school of integrative psychology. Feizov Enver has also contributed to the area of psychology and philosophy. The basic scientific ideas of E. Z. Feizov in fundamental philosophy became a valuable heritage in the fields of psychology, social philosophy. His methodological recommendations have been acknowledged in neurophysiology and a theory of artificial intelligence. Feizov`s most noticeable work is “Brain, psychic, physics” 2007.
Doctor of Medicine A. Atamanov organized in 1992 the Cheboksary medical center Family, which was in 2001reorganized into the famous "Presidential Perinatal Center”. Today it is the leading Perinatal Center of the Chuvash Republic. High-tech medical equipment, modern methods of diagnosis and treatment, a scientific approach to the solution of many issues and professionalism allows medical personnel to provide specialized medical care not only to residents of the republic, but also to patients from other regions.
Presidential perinatal center is created by combining a number of obstetric and childhood service. For the first time in the country maternity hospital, intensive care unit and neonatal intensive care, neonatal pathology unit, department of nursing preterm infants, department of family planning and reproduction, genetic consultation, outpatient and ancillary services are combined in one institution.
The center of emergency counseling and diagnostic care in obstetrics and neonatology, where round the clock monitoring of women’s and infants’ health treated in hospitals is carried out in Perinatal Center. They take decisions of the need to send consultants from institutions of clinical level to primary care, or transfer of patients for further treatment to clinical level institutions.
Since 2003 the telemedicine center, allowing to carry out personal and external consultations and to conduct training of medical workers has been functioning in the center.
Effective forms of organization of perinatal care, fundamentally new diagnostic programs, perinatal technologies to prevent complications of pregnancy, childbirth, pathology of the development of fetus and newborn, to reduce the rate of perinatal mortality are created.
The most famous ophthalmologist of the Chuvash Republic is Dmitri Arsytov. He took part in the forum, that was held on November 28, 2013, in Samara. The main theme of this ophthalmic conference was cataract surgery with the usage of microcuts. D. Arsytov performed a very difficult operation. During a live video broadcast he was doing surgery watching it with the help of 3D glasses. Other oculists could watch the process and ask him different questions. According to D.Arsyutov's opinion three-dimensional (3 D) technology makes it possible to be extremely accurate and safe, it's convenient for a surgeon and painless for a patient. What is more, a rehabilitation period of a treatment reduces.
Thus, Chuvashia can be proud of its prominent scientists.
Поделиться32015-03-22 00:30:40
Интегрированные уроки в аспекте ФГОС.
В основе федерального государственного образовательного стандарта лежит «процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной: быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков» [6].
Основным образовательным результатом в этой парадигме является достижение стратегической цели российского образования – «воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками» [6].
ФГОС требует развитие следующих ключевых компетентностей: образовательная, коммуникативная, информационная, социальная, толерантность [2].
В настоящее время мир знаний постоянно углубляется и расширяется. Школьная программа обширна, и ребенку трудно освоить весь материал за отведенное время. В результате многие области остаются нерассмотренными. Хорошим способом экономить время является интеграция.
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Она способствует формированию метапредметных навыков, а также формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. «Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах» [3].
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. определяют интегрированный урок как «особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления» [4, c. 36]. Интегрированный урок позволяет дать обучающимся более полную картину мира и в сжатые сроки обучить большему объему материала.
По мнению Луканиной Е.А. «на интегрированных уроках можно научить применению теоретических знаний в практической жизни» [5]. Английский язык является как целью, так и средством обучения. Для более успешного изучения предмета требуется мотивация. Интегрированный урок английского языка и любого другого предмета позволяет использовать английский язык как инструмент обучения. Таким образом, ученик видит полезность иностранного языка, понимая, что с его помощью он получает доступ к другим областям знаний. Это повышает мотивацию обучающихся, поскольку они могут применять свои знания на практике.
Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Т.Г. Браже [1, c. 152], исследуя интеграцию в начальной школе, приводит следующие аргументы в пользу объединения уроков.
Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
В-третьих, такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
В-пятых, за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для изучения иностранного языка, для углубленного изучения изобразительного искусства, музыки, для развивающей деятельности учащихся, а также дополнительных уроков практической направленности.
В-шестых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.
Интегрированный урок находит свое отражение в курсе страноведения, где переплетается культурология, история страны изучаемого языка и литературоведение.
В процессе проведения интегрированных уроков английского языка и культурологии мы предлагаем использовать аудиозаписи песен с историческим сюжетом. Учащиеся должны заполнить пропуски словами, что позволяет, во-первых, развить навык понимания текста песни на слух, а, во-вторых, дает возможность запомнить исторический материал на фоне известной мелодии.
Рассмотрим упражнение на аудирование, представленное в уроке на тему «Наследие Вильяма Шекспира».
1.Заполните пропуски словами: London, globe, Romeo, sonnets, Merchant, Stratford, Lear, Caesar, birthday, Windsor.
Shakespeare born in 1_________-on-Avon
Acted in 2__________, the 3_________ theatre.
Writing tragedies and then some histories, comedies, poetries
Hamlet, 4_________ and Juliet, the Tempest, 5__________of Venice
Othello, All’s well that ends well, a Winter’s tale, hundreds of 6______
Merry wives of 7______, King 8_____, Julius 9________,
Comedy of errors, measure for measure
Shakespeare had some “lost years’ what was he doing
“Taming of the shrew” -ing
Shakespeare died on his 10_______,
“To be or not to be” - famous soliloquy.
Этот вид работы можно провести в малых группах, таким образом развивая коммуникативную компетентность. Это позволит учащимся договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы; строить полный (устный) ответ на вопрос учителя. Поскольку в тексте песни представлены не только факты из жизни драматурга, но и названия произведений Шекспира, то данное упражнение проверяет общий кругозор сильных учащихся, а остальным дает возможность изучить названия произведений Шекспира.
2. Прослушайте аудиозапись и проверьте правильность своих ответов. Это задание способствует формированию образовательной компетентности. В основе его лежит не только развитие навыка аудирования и выделения из отрезка речи нужной лексической единицы, но и такого универсального учебного действия, как контроль над своими действиями и результатом по заданному образцу.
3. Выберите одно из произведений, упомянутых в песне, и подготовьте доклад по его содержанию.
Учителю следует ознакомить учащихся с кратким содержанием данных произведений или предложить это сделать самим учащимся в виде подготовки проектов и докладов по тематике представленных произведений. Несомненно, подобное задание позволит учащимся развить навыки самостоятельной работы и расширить свои представления об английской литературе. Это задание способствует развитию информационной компетентности - формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации, и образовательной компетентности - совместно с другим (в т.ч. с родителями) отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе домашней самостоятельной работы.
После прохождения курса интегрированных уроков, включающих в себя песенный материал, адаптированные исторические и культуроведческие тексты, задания на проектную деятельность, учащиеся должны понимать значение лексических единиц и идиоматических выражений, используемых при описании исторических событий, личностей и реалий.
В области аудирования учащиеся смогут понимать основное содержание аутентичных аудио- или видеотекстов на исторические темы, выборочно извлекать из них необходимую информацию; выделять отдельные лексические единицы в языковом потоке; воспринимать на слух аудиоматериал в песенном виде; оценивать важность/новизну информации.
Также учащиеся научатся рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, прочитанных/прослушанных текстов, описывать события, излагать факты, делать сообщения; создавать словесный социокультурный портрет исторических эпох на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой информации, читать аутентичные тексты на историческую тематику, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи.
Таким образом, предложенные интегрированные уроки способствуют развитию образовательной, коммуникативной, социальной и информационной компетентностей.
Литература
1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе. – 1996. – № 5. – С. 150–154.
2. Вороницына Е.В. Компетентность, структура компетентности. URL: http://www.voronitsyna.ru/v-kopilku-ped … etentnosti
3. Гречихина И.А. Анализ интегрированного урока. URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirov … ti-analiza
4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока : Практическое пособие . – Изд.2-е, доп.и перераб. – Ростов/н/Дону: Изд-во "Учитель", 2003 . – 224 с.
5. Луканина Е.А. Интегрированный урок как средство межпредметного взаимодействия. URL: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie- … odeistviya
6. Федеральный образовательный стандарт. Пояснительная записка. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2589